Трансляция с Исторической сцены Большого театра: капитальное возобновление оперы Родиона Щедрина в живописной традиционной постановке выдающегося советского театрального режиссёра Бориса Покровского и Народного художника СССР Валерия Левенталя. Музыкальный руководитель и дирижёр — Валерий Гергиев.
В рамках масштабного музыкального фестиваля — «Майя и Родион», посвящённого памяти выдающегося композитора и легендарной балерины.
Родион Щедрин первым из русских композиторов обратился к незавершённой поэме Николая Гоголя, называя её своей любимой книгой. «"Мёртвые души" — поэма о русском народе, признание в любви к нему, вера в его мудрость и добросердечие. Мне хотелось средствами музыки прочитать поющую прозу Гоголя, музыкой очертить национальный характер, музыкой же подчеркнуть бесконечную выразительность, живость и гибкость родного нашего языка», — отмечал композитор.
Пронизанная музыкой поэма Гоголя зазвучала в опере Щедрина в характеристичных и ёмких вокальных образах, в запоминающихся и узнаваемых оркестровых тембрах. Особенно трудная для исполнения, партитура содержит 32 сольные партии и два хора, один из которых заменяет партии скрипок в оркестре.
Главная коллизия оперы — в противопоставлении жестокого мира торговцев миру народного бытия, исполненному душевной простоты и поэзии. В звуках подлинной песни «Не белы снеги» — широкой и берущей за душу мелодии — слышится вера в живую народную душу, в неиссякаемость её творческой силы.
Как отмечает Ксения Шостакович, восстановление спектакля происходило буквально «по крупицам»:
«От «Мёртвых душ» Покровского сохранилось пятьдесят минут видеозаписи — это всего четыре сцены из девятнадцати. Поэтому пришлось восстанавливать спектакль по крупицам… Собрать образ спектакля помогли и сохранившиеся фотографии. Практически к каждой сцене мы имеем документальное свидетельство, а дальше включается фантазия — моя, художников, хореографов... Так, в финале третьего акта — сложной массовой сцене «Толки в городе» — можно буквально по двум фотографиям угадать мизансцены, и базируясь на них, словно на центре паутины, мы начинаем плести кружево и его обрамлять. Получается фотоцентрическая композиция, вдохновлённая Покровским».