«Иноекино» выпускает в прокат «Амадея» Милоша Формана, подлинную классику мирового кино и эталонную костюмную драму. Демонстрироваться будет новейшая 4К-реставрация театральной версии, созданная в этом году специально к 40-летнему юбилею фильма. Сеансы пройдут как на английском языке с русскими субтитрами, так и с новым закадровым переводом. Иллюстрация для постера создана совместно с журналом о кино ORNAMENT.
«Амадей» — завораживающий портрет великого композитора и мощное высказывание о любви к музыке, таланте и зависти. Вольфганг Амадей Моцарт был человеком, чья личность и творчество ещё при жизни стали мифом, его произведения более двух столетий покоряют слушателей, а трагическая судьба до сих пор волнует публику. Милош Форман перенёс на экран историю напряжённого, драматического соперничества между Моцартом и его современником, композитором Антонио Сальери. Эта полностью вымышленная вражда была популяризирована А. С. Пушкиным, за которым последовали опера Римского-Корсакова и пьеса Питера Шеффера. Фильм, как и его предшественники, претендует не на историческую достоверность конфликта, а на его универсальность: в центре повествования ― борьба гениальности и посредственности, Бога и человека, новаторства и закостенелого общества.
Дуэт Тома Халса и Ф. Мюррэя Абрахама стал одним из самых запоминающихся в истории кино. Халс сыграл обаятельного и сумасбродного Моцарта, в то время как Абрахам привнёс в образ Сальери глубокий психологизм человека, чьи амбиции разбились о данный свыше талант соперника. Третий главный герой «Амадея» — музыка, настолько эффектно она вплетена в полотно фильма. Симфонии, оперы и концерты Моцарта словно обнажают души персонажей и выражают то, что невозможно передать словами. Фильм — ещё и погружение в эпоху XVIII века: детализированные костюмы и роскошные декорации буквально переносят зрителей в мир барочной Вены, императорского двора и пышных оперных постановок.
«Амадей» заслуженно стал триумфатором премии «Оскар» 1985 года, завоевав восемь наград, в том числе за лучшие фильм, режиссуру, мужскую роль и сценарий. С годами фильм лишь укрепил свой статус в качестве шедевра биографического и исторического кино, а также трагикомической притчи о природе человека, муках творчества и судьбе тех, кто живёт в тени настоящего гения.
Синопсис
Вена, 1823 год. Антонио Сальери, некогда уважаемый придворный композитор императора Иосифа II, доживает дни в сумасшедшем доме. В исповеди он вспоминает свою жизнь, ознаменованную противостоянием с молодым Вольфгангом Амадеем Моцартом, который словно играючи создавал музыку, подобную голосу небес. Сальери, разрываемый завистью и восхищением перед гением, поклялся Богу во что бы то ни стало уничтожить соперника…
О реставрации:
В 2024 году «Амадей» отмечает 40-летие, и специально к юбилею была подготовлена 4К-реставрация от архива Американской киноакадемии и Saul Zaentz Co. Эта реставрация — возврат к первоначальной театральной версии, которая в 1984 году покорила мир кино и стала триумфатором премии «Оскар». В 2002 году Форман и продюсер Сол Зенц решили выпустить на DVD так называемую режиссёрскую трёхчасовую версию, для создания которой использовался оригинальный плёночный негатив, который с тех пор существовал только в альтернативном виде. Инициатором возврата к театральной версии и реставрации стал Пол Зенц, продюсер, племянник Сола Зенца и владелец компании Teatro Della Pace Films, которой принадлежат права на каталог фильмов Формана. Мировая премьера новой реставрации прошла 31 мая 2024 года.
О проекте:
«Амадей» — второй совместный проект режиссёра Милоша Формана и продюсера Сола Зенца, команды-триумфатора премии «Оскар» 1976 года с фильмом «Пролетая над гнездом кукушки». Британский драматург Питер Шеффер адаптировал собственную одноимённую пьесу 1979 года, которая в свою очередь была вдохновлена «маленькой трагедией» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», а также основанной на ней оперой Н. А. Римского-Корсакова.
Съёмки фильма проходили в Праге, столице родной для Формана Чехословакии, откуда он эмигрировал 15 годами ранее. Именно Прага из всех центральноевропейских городов стала идеальной локацией, поскольку в городе множество зданий и улиц сохранилось в том же виде, в котором они существовали во времена Моцарта. Для фильма понадобилось построить всего четыре дополнительные декорации, остальные же были найдены на месте. Главным сокровищем стало здание Сословного театра, единственного сохранившегося в первозданном виде театра, где выступал Моцарт. Именно там прошла премьера оперы «Дон Жуан», и там же снимались соответствующие сцены «Амадея». Для ещё большей аутентичности декорации и костюмы оперных постановок, за которые отвечала известная хореограф Твайла Тарп, были основаны на оригинальных эскизах.
Музыкальным руководителем фильма выступил сэр Невилл Марринер, большой специалист по творчеству Моцарта, и он согласился на проект при условии, что ни одна нота в музыке композитора не будет изменена. В «Амадее» звучат несколько концертов и симфоний Моцарта, фрагменты его опер «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», а также знаменитый незаконченный «Реквием». Том Халс, исполнитель заглавной роли, специально для фильма шесть месяцев учился играть на пианино, так что все сцены с его участием были сняты без дублёра. Ф. Мюррей Абрахам также изучал чтение нот и дирижирование.