Кубрик был виртуозом практически в любом жанре, а жанры он менял как перчатки. Строго фантастическим был только фильм «2001 год: Космическая одиссея», но воображаемый мир будущего режиссер исследовал и в своей следующей картине — возможно, самой знаменитой и точно самой скандальной.
«Заводной апельсин» — экранизация одноименного и, как казалось многим, неэкранизируемого антиутопического романа Энтони Бёрджесса, саркастический рассказ о мире лицемерия и легализованного насилия, спрятанного под личиной традиционного британского благополучия. Роль Малкольма Макдауэлла в этом фильме — одна из самых сильных и страшных актерских трансформаций за всю историю кино. Его герой, жестокий хулиган и насильник Алекс, попадает в тюрьму и соглашается на экспериментальную терапию, превращающую его из хищника в жертву; выясняется, что садистской страстью к унижению ближнего заражены буквально все, а вовсе не один этот харизматичный антигерой. Изысканный дизайн и декадентская атмосфера «Заводного апельсина» моментально сделали фильм культовым. Его бесконечно цитируют до сих пор.