Фильм Программа документальных фильмов II

16+
Документальный, Россия, Япония,
Режиссер
Александр Сокуров
О фильме

В Программу документальных фильмов II вошли две картины: «Советская элегия» и «dolce...».

 

«Советская элегия» (35 мин., 1989)

 

Нелегко назвать главного героя «Советской элегии». В картине проходит более ста лиц наших соотечественников. Но, конечно, не случайно в фильме выделена судьба известного политического деятеля Бориса Николаевича Ельцина. При всей типичности путей, которыми Ельцин шел к власти, его выделяет незаурядность характера, что, по мнению автора фильма не в последнюю очередь определяется незаурядностью натуры. Наш герой — в ряду трагичной советской социалистической жизни. Он и ее персонаж, и драматург одновременно. Документальность «Советской элегии» весьма условна. Конечно, автор отвечает за точность хронологии, однако настаивает на форме художественного мышления, а не политисторического расследования.

 

Призы и награды: 1990 г. Гран–при 36–го Международного кинофестиваля в Оберхаузене.

 

«dolce...» (61 мин., 2000)

 

Фильм посвящен реальным людям: известному японскому писателю Тосио Симао, умершему в 1986 году, его вдове и дочери. Документальная канва лишь оттеняет особый глубинный ракурс жизнеописания, видео использовано как способ почти интимного проникновения во внутренний мир героев. Объективные факты жизни известного человека даны пунктиром сюжета, в них квинтессенция авторских впечатлений о стране и людях. Главная ось повествования проходит через лирический монолог главной героини — Михо Симао, жены писателя, живущей с больной дочерью на уединенном острове в океане и сторонящейся контактов с посторонними людьми. Открытие личности — драма рефлексии и катарсис духовного обнажения — происходит как важнейшее событие затаенной, замкнутой в себе женской судьбы, в которой поступки не так значимы, как импульсы чувств.

 

Импрессионистскими штрихами режиссер проявляет контуры воспоминаний, контрасты настроения, оттенки психологических состояний. Объектив видеокамеры не только фиксирует внутреннее движение, «подводное течение» действия, но как бы провоцирует его. Чуткое внимание, целомудренная пристальность и сочувствие режиссера — единственные залоги доверия для этой необычной модели.

 

Прикасаться к этому миру, чтобы передать его изысканное благоухание и изощренную боль, можно лишь как в музыкальной лирике — нежно — dolce. В сущности, это диалог автора и его модели. Каноны японской графики и европейской музыки слиты в необычный сплав нового поэтического жанра — видеопоэмы.

 

Международная премьера фильма состоялась на 57 Международном кинофестивале в Венеции, 30 августа - 9 сентября 2000 г.

Премьера
13 June 2016 в России