Фильм Зальцбург-100: Дон Карлос

Salzburg-100: Don Carlo, 2013

16+
Опера, Австрия,
Режиссер
Петер Штайн
Актеры
Йонас Кауфманн, Аня Хартерос, Томас Хэмпсон, Екатерина Семенчук, Матти Салминен
О фильме

Директор Парижской оперы Эмиль Перрен руководствовался гениальной интуицией, когда в 1865 году попросил 52-летнего Джузеппе Верди написать оперу на основе драматической поэмы Шиллера «Дон Карлос, инфант испанский». Шиллер был одним из любимых писателей Верди наряду с Шекспиром и Виктором Гюго, так что он с радостью взялся за проект. Верди с интересом работал с французским либретто, тщательно изучая литературную модель языка и всю сложность его адаптации для сцены. Премьера оперы «Дон Карлос» состоялась в Париже 11 марта 1867 года и стала одной из самых объемных и амбициозных работ композитора.

Для фестиваля в Зальцбурге 2013 года Петер Штайн и Антонио Паппано работали с оригинальной версией оперы — на итальянском языке и без балета. Тем не менее, они включили некоторые пассажи из спектакля 1867 года, в том числе прелюдию первого акта с хором лесорубов и их семей, в которой подчеркивается тяжелое бедственное положение французского народа из-за зимы и войны с Испанией.

Сохранение этой прелюдии сделало более ясным и острым психологическое развитие отношений Елизаветы Валуа и Дона Карлоса. В лесу Фонтенбло дочь французского короля впервые сталкивается с Карлосом, и пара испытывает свой единственный миг счастья. С пушечным залпом, возвещающим окончание войны между Францией и Испанией, обнаруживается суровая реальность: возлюбленная Карлоса внезапно становится его мачехой. Чтобы упрочить хрупкий мир с давним врагом Испании — Францией, испанский король Филипп берет в жены невесту собственного сына — и этот болезненный удар приводит к необратимым эмоциональным последствиям у влюбленных героев.

Король же тоскует по смерти. Филипп, как пример безжалостной авторитарной системы, потерял всякую связь с обычными людьми и эмоционально обеднел. Верди редко так мощно описывал мучительное одиночество власть имущего (эта тема всегда интересовала композитора), как в сцене Филиппа в четвертом акте. Опустошение обратной стороны власти, которое король демонстрирует в эпизоде с аутодафе, предшествует этой величайшей сцене. Король догадывается об отношениях сына и супруги и поручает присмотр за Елизаветой маркизу ди Поза — верному солдату и при этом другу Карлоса. И если Филипп воплощает политический порядок, ориентированный на сохранение власти и беспрекословного повиновения, то маркиз ди Поза выглядит рупором либеральных идей и гуманистических ценностей. 

В поисках совета Филипп обращается к Великому Инквизитору, который поддерживает планы короля казнить сына и требует еще и смерти ди Позы. Верди изображает Инквизитора как бесчеловечного политика, который маскирует свои решения идеологией, представляя их как объективную правду. Единственный способ, которым Инквизитор может противостоять ди Позе и его «духу инноваций», расшатывающему фундамент церкви — это абсолютная жестокость. Ди Позу убивает неизвестный стрелок, когда маркиз посещает Карлоса в тюрьме, предлагая свой план побега. За стенами тюрьмы Инквизитор утихомиривает мадридскую чернь, готовую к восстанию в поддержку Карлоса.

В финале оперы дон Карлос, бежавший из тюрьмы во Фландрию, останавливается в монастыре Сан-Джусто, чтобы навсегда попрощаться с Елизаветой: его долг — спасать народ Фландрии. Беглеца настигают король и Инквизитор, но их останавливает призрак короля Карла V.