Американский критик Кевин Б. Ли в своем видеоэссе о Спилберге демонстрирует завороженные лица героев его блокбастеров, так похожие на наши собственные, когда мы смотрим эти фильмы в кинозале.
Но что останется от Спилберга, если попробовать выдернуть его из капиталистической логики?
По словам Жана-Франсуа Лиотара, в кино за пределами товарных отношений всегда существуют бессмысленные и блаженные визуальные интенсивности, но для их созерцания необходимо взломать повествовательные структуры.
Фильмы этой программы посвящены актам подобного созерцания и эффекту завороженности стихиями, будь то небесные светила, потоки медиасообщений или научно-технический прогресс.
Вопрос, который хочется задать в рамках этой сессии, звучит так: «На какое политическое действие может рассчитывать субъект в состоянии оцепенения?»
«Лицо Спилберга»
Режиссер: Кевин Б. Ли
Страна: США
Год: 2011
Длительность: 10 минут
Язык: Английский
«Если и есть один регулярно повторяющийся образ, определяющий кинематограф Стивена Спилберга, то это так называемое “Лицо Спилберга”. Широко раскрытые глаза, выкатившиеся в бессловесном изумлении, в ту минуту, когда время словно остановилось. В этом заключается детская уступчивость как героев, так и нас самих. Будто бы их полная покорность перед тем, что они видят, зеркально отражает нашу собственную». В своем программном видеоэссе Кевин Б. Ли анализирует фильмографию Спилберга и рассматривает ключевой для нее троп, подчеркивающий зеркальную функцию кино.
«Голдман Крах»
Режиссер: Этьен Кер
Страна: Франция
Год: 2018
Длительность: 7 минут
Язык: Без речи
Годзилла c громким сексуальным ревом выплевывает на экран полупереваренные образы из двадцатилетней истории голливудских блокбастеров. Его рык сносит башни-близнецы Всемирного торгового центра и становится мистическим знаком грядущего ипотечного кризиса. Ах, если бы только военные не сбросили токсичные химикаты в реку. Сверхзвуковой фильм.
«Батагур»
Режиссер: Бернд Лютцелер
Страна: Бразилия, Германия
Год: 2016
Длительность: 7 минут
Язык: Без речи
Перед нами разворачиваются цифровые ритуалы в аналоговом облаке. Кто все эти люди? Они собираются здесь каждый день без особой цели. Они не знают друг друга и никогда не узнают. Они приносят свои гаджеты, вступают в контакт с миром через маленькую рамку кадра и верят, что этот момент навсегда останется в их памяти.
Музыкальный клип к композиции Гвидо Мебиуса «Батагур».
«Две Луны»
Режиссер: Джеймс Беннинг
Страна: США
Год: 2019
Длительность: 42 минуты
Язык: Без речи
«Фильм “Две Луны” снимался 21 ноября 2018 года за день до полнолуния и 22 ноября 2018 года в день полнолуния. Во второй день луна взошла на 40 минут позже и на 15 градусов дальше на север. Первый кадр начинается в сумерках на закате, а второй — после заката. Луна между первой четвертью и полнолунием называется Растущая Луна. В среднем, каждый день луна восходит на 50 минут позже, но это время может разниться от всего нескольких минут до часа и более», — Джеймс Беннинг.
«Бокал на тонкой ножке»
Режиссер: Михаил Железников
Страна: Россия
Год: 2020
Длительность: 8 минут
Язык: Без речи
«Передо мной стоит бокал с вином на тонкой ножке. Я смотрю на него и думаю, что вот я сейчас протяну руку, и она дрогнет, и бокал опрокинется, зальет вином стол, и все это увидят». Легкое меланхоличное размышление Михаила Железникова о собственной жизни и художественной практике предлагает альтернативный взгляд на идеи прогресса, успеха и качества.