Фильм Дерсу Узала. Русские сны Акиры Куросавы

12+
Документальный, Россия,
Режиссер
Линда Бахмане
О фильме

В 1975 году в Советском Союзе вышел фильм японского кинорежиссёра Акиры Куросавы «Дерсу Узала».

В 1976 году картина получила «Оскар» как лучший иностранный фильм. Это один из четырех призов Американской Киноакадемии, полученный за всю историю русского кинематографа.

Фильм «Дерсу Узала» завоевал любовь зрителей во всем мире, потому что его главное действующее лицо – природа. Речь в нем идет о взаимоотношениях двух людей, казалось бы, очень непохожих друг на друга. У них разная национальность, биографии, воспитание, образование, имущественное положение, привычки. Но оба они понимают, чувствуют и берегут прекрасное, именуемое природой. Дерсу родился здесь, в этих лесах, и здесь же ему было суждено умереть. Арсеньев, чтобы приехать сюда, оставил Петербург, отказался от благополучной возможности служить в Польше и всю жизнь посвятил изучению дальневосточного края. И общая, породнившая их любовь, оказывается сильнее того, что их разделяет. 

О том, как снимался этот фильм, как сложилась судьба создателей ленты, о духовных ценностях, которые эта картина продолжает нести в мир рассказано в документальном фильме «Дерсу Узала. Русские сны Акиры Куросавы». Съемки документального фильма проходили в России и Японии. 

В фильме приняли участники съемочной группы фильма «Дерсу Узала», среди них:

Теруе Ногами — живая легенда кинематографа. Женщина, признанная национальным достоянием Японии. С 1952 года Ногами-сан работала с Куросавой, она была его правой рукой на протяжении всех лет до самой смерти мастера. В годы, когда Куросава страдал от тяжелейшей депрессии из-за отсутствия работы, его помощница работала на сторонних проектах и содержала две семьи — свою и семью Куросавы. Без этой женщины мы не увидели бы многих шедевров великого режиссёра. 

Юрий Соломин — Народный артист Советского Союза, исполнитель главной роли в фильме «Дерсу Узала». Многолетняя дружба связывала Юрия Соломина и Акиру Куросаву после выхода фильма, вплоть до самой смерти японского режиссёра. Соломин рассказывает о том, как проходили пробы на картине, как Куросава выстраивал съемочный процесс. О принципах режиссёрской работы мастера. О том кто и как получал «Оскар» в Америке, и почему на церемонии не было ни самого Акиры Куросавы, ни кого-либо из членов съемочной группы. 

Владимир Васильев — второй режиссёр фильма «Дерсу Узала». Человек, сохранивший огромное количество материала: раскадровок к фильму, сделанных рукой мастера, фотографий, рабочих записей. Он рассказывает о том, как «Мосфильму» удалось добиться съемок на Дальнем Востоке в Арсеньеве, на родине писателя. Это была сплошь секретная зона, куда иностранцам, и японцам тем более, доступа быть не могло. «Мосфильм» не смог уговорить Куросаву снимать «тайгу» под Москвой, и съемки начались исключительно благодаря какому-то специальному постановлению правительства.

Премьера
7 March 2020 в России