Фильм МЕКФ-2019. 1-й блок документальных короткометражных фильмов

1-й блок документальных короткометражных фильмов, 2018

12+
Документальный, драма, Великобритания, Германия, Италия, США,
Режиссер
Разные
О фильме

«Наци VR/ Nazi VR», Режиссер Дэвид Фрейд

Германия, 2017, 17 мин.

Даже в наши дни все еще продолжаются суды против нацистов, причастных к преступлениям против человечества. Обвинению требуется доказать вину 94-летнего Райнхольда Ханнинга, работавшего охранником СС в Освенциме, который утверждает, что даже не догадывался о том, что происходило в лагере. Для этого создается 3D-модель Аушвица тех лет, а присяжным раздают VR-шлемы, чтобы они оказались на месте унтершарфюрера и совершили за охранника концлагеря нравственный выбор, чтобы затем совершить такой же выбор в реальной жизни и признать или не признать его причастным к полутора сотням тысяч убийств.

 

«Ночь в саду / A Night at the Garden», Режиссер Маршалл Керри

США, 2017, 7 мин.

Монтажное кино, собранное из неизвестных сегодня архивных материалов, номинированное в 2019 на «Оскар» в категории «лучший документальный короткометражный фильм» (также участник короткометражной программы фестиваля Sundance), показывает нам ныне почти забытое собрание в Мэдисон-сквер-гарден, известнейшем спортивном зале в Нью-Йорке, нацистской организации «Германо-американский союз». На гигантской площади американцы, еще и не догадывающиеся в 1939 году, каким кошмаром обернется для Европы и мира всего через семь месяцев нацистский режим, который скоро вторгнется в Польшу, высказываются о превосходстве белой расы. «Ночь в саду» оказывается для разобщенной Америки, совсем недавно пережившей очередные погромы на почве расизма, до жути актуальным фильмом.

 

«Арпад Вейс / Arpad Weisz», Режиссер Пьер Паоло Паганелли

Италия, 2018, 9 мин.

Рассказанная итальянскими почитателями таланта в анимационной форме биография Арпада Вейса, венгерского еврея, талантливого футболиста и тренера, карьера которого рухнула вследствие фашистского и нацистского режимов в Италии и Нидерландах, где он работал до последнего дня. Уже в 30 лет он возглавил миланский клуб «Интер», который тут же стал сильнейшим в национальном чемпионате, но затем его перестают нанимать на работу, потому что он еврей, а в 1942 году его и вовсе арестуют вместе с семьей и убьют в газовой камере Освенцима.

 

«Эдек / Edek», Режиссер Малькольм Грин

Великобритания, 2018, 6 мин.

Экспериментальная картина сделана в клиповой манере. Строго говоря, это и есть клип на рэп-трек, смикшированный из записанного монолога 86-летней женщины по имени Джанин, пережившей Холокост, дополненного куплетами, зачитанными молодым американским рэпером Капу. Симфония жизни и памяти, ритма и слов, исполненная при помощи радикального киномонтажа, повествует о загадочном человеке по имени Эдек.

 

«Архив / The Archive», Режиссер Питер Спенс

Великобритания, 2018, 12 мин.

Фильм, сделанный традиционными документалистскими средствами, собранный из архивных материалов, в том числе из аудиодневника Дэвида Дракера, сына русских евреев, сбежавших еще до революции, а также записей Сьюзан, его дочери. Дракер пострадал не во время Холокоста, а позже, во время эпохи маккартизма, когда он оказался жертвой охоты на ведьм и подозревался в содействии коммунистическому режиму, от которого в том числе эмигрировала его семья. Мы вместе с Дракером становимся свидетелями парадоксальной паранойи, которая заразила Америку в те годы.

 

«Искусство под прикрытием / Art Undercover», Режиссер Тамир Задок

Израиль, 2017, 27 мин.

История из тех, про которые говорят, что в них просто невозможно поверить: Шломо Коэн‑Абраванель, агент израильской разведки «Моссад», работавший под прикрытием в Египте, смог убедить всех в том, что он на самом деле французский художник-абстракционист по имени Шардюваль, и даже начать продавать собственные картины, на которых изображены наивно-примитивно сцены из жизни загадочного Востока. О нем был снят постдокументальный (тот, который находится за пределами разделения игровой/документальный) фильм, вокруг которого режиссер Тамир Цадок, также снявшийся в «Искусстве под прикрытием», выстроил в 2018 году в Тель-Авивском музее изобразительных искусств целую выставку. Тамир едет в Каир, где пытается разыскать картины Шардюваля, проданные каирскому музею современного искусства, при этом же пытается не выдать себя. Таким образом, и Цадок делает некое искусство под прикрытием, виртуозно продолжая традицию художественного шпионажа, сам чередуя документальные эпизоды и сцены, лишь имитирующие реальную съемку. Фильм становится соразмерен исследуемому предмету.

 

Премьера
30 June 2019 в России