Фильм «Радван» и «Кобро/Стржеминский. Фантастическая история»

16+
Короткометражный, Польша,
О фильме
РАДВАН реж. Тереса Чепец, документальный фильм, Польша, 2018, 15 мин. Портрет Станислава Радвана – композитора и театрального режиссера, сотрудничающего с такими знаменитыми представителями польского театра, как Конрад Свинарски, Зигмунт Хубнер, Лидия Замков, Ежи Гжегожевски, Ежи Яроцки, Анджей Вайда и Кристиан Люпа. Фильм представляет творческий процесс композитора во время репетиций к спектаклю «Кордиан» в Национальном театре в Варшаве. Мы становимся свидетелями его работы над музыкой к спектаклю. Он создает ее, пользуясь не только звуками музыки, но и таких шумов, как шаги, шепот и крики актеров. КОБРО/СТРЖЕМИНСКИЙ. ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ реж. Борис Ланкош, фильм экспериментальный, Польша, 42 мин. Катажина Кобро и Владислав Стржеминский познакомились в 1916 году в России. Она только что окончила среднюю школу, собиралась поступать в Художественную академию и на время стала сестрой милосердия в госпитале. Ему было 23 года, и он был серьезно изувечен. Прямо из Николаевского инженерного училища в Петербурге он попал на фронт Великой войны. Во время штурма крепости Осовец, известной как «Атака мертвецов», он получил множество тяжелых ранений, ему были вынуждены ампутировать правую ногу и левую руку. Потом случилась большая любовь: друг к другу и к искусству. Эксперименты, авангард, круг поклонников и почитателей Казимира Малевича, теория современного искусства, отказ от формы. В 1920 году они поженились. В этом же году Ленин резко выступил против авангардистов. Художники должны стать ремесленниками, творящими во благо народа. Многие поддались на призыв Ленина, но Стржеминские не захотели. Они убежали на Запад. Их мечтой была Франция. Но на нее не хватило денег. Они поселились в Польше, в городе Лодзь, где Стржеминский быстро стал одним из самых значимых представителей польского художественного авангарда. Она занималась скульптурой, он писал картины, они переписывались с художниками и галереями со всего мира. Обществу были интересны их произведения и теоретические работы об искусстве. В 1936 году у них родилась дочь Ника. Спустя три года, началась война. Она – русская немецкого происхождения, он – поляк с Востока, война вбила между ними клин раздора. Начались ссоры, легендарные драки и доносы супругов друг на друга, борьба за ребенка, сдача ребенка в приюты, наконец – развод. Катажина Кобро умерла в 1951 году. Владислав Стржеминский ушел из жизни год спустя. Фильм «Кобро/Стржеминский. Фантастическаяй история» – это технологический, формальный и повествовательный эксперимент. Он соединяет в себе художественное кино с участием актеров, которое снималось в съемочных павильонах, виртуальную сценографию и анимацию, балансирует на грани видео-арта и телевизионного театра. Его стратегия – это импрессия, использование подсознания, диалог современного режиссера с авангардом первой половины ХХ века. Заглавные герои находятся в онирическом пространстве «Между», где сосуществуют подводный мир, в котором разговаривают об искусстве, и зал судебных заседаний, в котором Кобро и Стржеминский сражаются за опеку над дочкой. Есть там и вместилище, заполненное весьма неоднозначными идеями современной художественной выставки. Там можно увидеть крепость Осовец, которую Стрежеминский защищал во время Первой мировой войн, можно «встретить» Ленина Фрица Габера и самых передовых художников. Фильм вступает в дискуссию с биографизмом как методом интерпретации искусства, но в то же время показывает, что его невозможно избежать. Авторы картины ставят вопрос: что сегодня следует из авангардных стратегий? Они присматриваются авангардному проекту, который не выдержал конфронтации с реальной жизнью. Но они замечают также достоинства позиции авангардных художников, которая заключалась в преодолении, устранении жизненных препятствий и выход за рамки того, что другие считают непреодолимым горизонтом.
Премьера
26 May 2019 в России