Мультфильм XI БФМ. Имена. Оксана Черкасова. Человек с Луны

12+
Короткометражный, мультфильм, Россия,
Режиссер
Оксана Черкасова
О фильме

Екатеринбургский режиссер Оксана Леонтьевна Черкасова, сегодня признанный классик отечественной анимации, одна из самых ярких звезд легендарной Свердловской школы. 

Она родилась в семье репрессированных в лагерном городе Норильске и с тех пор загадочный шаманский Север с его завораживающей аутентичной музыкой и древними мифами стал одним из важных сюжетов ее фильмов. На рубеже 70–80х Оксана училась в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссёров у великих Федора Хитрука и Юрия Норштейна, а ее первый фильм по чукотским легендам о происхождении мира «Кутх и мыши» (1985) сразу взял приз за лучший дебют. И все следующие фильмы Черкасовой до середины 90-х годов — «Бескрылый гусёнок», «Дело прошлое», «Племянник кукушки», «Нюркина баня» — так или иначе работали с фольклором — чукотским, нивхским или уральским, с призрачным миром духов, заговоров и колдовства, получая призы по всему миру. Фильм «Нюркина баня» по сценарию знаменитой киносценаристки Надежды Кожушаной о предсвадебной ворожбе бабки Нюры, стал одним из самых призовых российских фильмов 90-х годов, собрав главные призы самых престижных фестивалей от Португалии до Японии. 

 

Несмотря на то, что Черкасова в своих фильмах всегда исследовала иррациональный фольклорный мир, для нее всегда была очень важна его точность, «настоящесть», она использовала записи голосов северных старух-сказительниц, шаманскую музыку, а художники ее фильмов (она всегда работала с лучшими — Валентином Ольшвангом, Андреем Золотухиным) всегда опирались на традиционные изображения от резьбы по кости до вышивки или прялочной росписи. 

На следующем этапе своей творческой биографии Оксана Черкасова казалось бы ушла от так любимых ею легенд к действительности, но на самом деле все так же соединяла в своих фильмах фольклорные сюжеты с почти документальной реальностью. Даже если это был, например, городской фольклор, как в фильме «Наш Пушкин» (1999), построенном на мифах и слухах вокруг Пушкина, или в картине «Человек с Луны» (2002) про Миклухо-Маклая, которого папуасы почитали как божество. Оба эти фильма строились на реальных документах: изобразительно отталкивались от рисунков Пушкина и Миклухо-Маклая, использовали дневники того времени и другие исторические материалы. В сущности, эти картины (особенно «Человек с Луны»), можно считать первыми отечественными опытами доканимации, недаром фильм о Миклухо-Маклае взял Гран-при «Золотой голубь» в Лейпциге на известном фестивале документалистики и анимации. 

В 2000-х годах сюжеты, связанные с конкретными историческими персонажами, Черкасова продолжила в фильмах из образовательного детского проекта о композиторах «Сказки старого пианино»«Антонио Вивальди» (2007) и «Джоаккино Россини. Записки гурмана» (2011), связанном с еще одним фольклорным жанром — анекдотом, на этот раз гастрономическим. А последний фильм Черкасовой, «Купава», снова возвращается к ворожбе, которая проникает в сегодняшнюю жизнь и превращает в красавицу смешную некрасивую девчонку. 

Ну и последнее, что нужно обязательно сказать про Черкасову — с начала 2000-х годов она руководит анимационным отделением в Екатеринбургской архитектурной академии. А значит, во многом благодаря ей по-прежнему гремит Свердловская школа анимации, одной из первых звезд которой была сама Оксана, и ее ученики — знаменитые молодые екатеринбургские режиссеры последних лет — Нина Бисярина, Михаил Дворянкин, Наталья Чернышева, Анна Буданова и другие.

 

Племянник кукушки

Режиссер: Оксана Черкасова

художник-постановщик: Андрей Золотухин

Россия, 1992, 10 мин, рисованный

Постаревший шаман передаёт маленькому племяннику кукушки своё уменье, передает умение разговаривать с духами воды и неба, испытывает мальчика. Так мальчик становится шаманом.

Нюркина баня

Режиссер: Оксана Черкасова

художник-постановщик: Андрей Золотухин

Школа-студия «ШАР», Россия, 1995, 10 мин, рисованный

По уральскому обычаю, перед свадьбой всей родне положено мыться в бане. Хозяйка бани — баба Нюра — при помощи старинного родового духа Банничка подвергает молодых испытаниям.

Ваш Пушкин

Режиссер: Оксана Черкасова

художник-постановщик: Андрей Золотухин

Школа-студия «ШАР», студия «А-фильм», Россия, 1999, 10 мин, рисованный

Пушкин был героем слухов, сплетен и фольклора. Все говорят о поэте и у каждого своя история, связанная с реальным эпизодом из жизни поэта. 

Человек с луны

Режиссер: Оксана Черкасова, художники: Валентин Ольшванг, Юлия Черкасова, Б. Вишев, Сергей Малышев

Школа-студия «ШАР» Россия, 2002, 14 мин, рисованный

Триумф и крушение надежд — вся жизнь русского ученого Н.Н. Миклухо-Маклая проходит в одно мгновение, в последний момент земного бытия. Два мира: мир цивилизации и мир природы существуют одновременно, рядом на одной планете, но кажется, что между ними расстояние как от Земли до Луны. В фильме использованы рисунки и дневники Н.Н. Миклухо-Маклая, которого папуасы называли «Человеком с Луны» и почитали как божество.

Сказки старого пианино. Вивальди

Режиссер: Оксана Черкасова

художник: Борис Вишев,

Студия «МИР», Россия, 2006, 13 мин 10 сек, живопись на фольге

«Вивальди» — первый фильм из цикла «Сказки старого пианино» об истории классической музыки для детей. Венеция, 17 век, карнавал. В семье венецианского скрипача Джованни Вивальди рос сын Антонио, из пятерых детей, музыкантом стал только он. Родители избрали карьеру священника для болезненного мальчика. Но музыка стала главным в его жизни, говорят, что он записывал ноты даже на полях Библии...

Купава

Режиссер: Оксана Черкасова

художники: Татьяна Мусалямова, Оксана Тимофеева

Студия «Пчела», Россия, 2014, 13 мин 26 сек, рисованный

История о том, как одна юная дева случайно повстречалась на лесной тропинке с деревенской колдуньей. Путем удивительных превращений старушка помогла девице обрести уверенность в себе.

Премьера
5 November 2017 в России