Программа документальной анимации, собранная со всего мира.
В 2012-м году, Большой Фестиваль Мультфильмов в первый раз показал программу документальной анимации. За прошедшие четыре года интерес к этому виду анимации в мире стал еще больше, стало ясно, что это новый инструмент для исследования реальности, имеющий большие возможности. О документальной анимации пишут книги, обсуждают ее на научных конференциях, киношколы готовят специальные учебные курсы. И мы в этом году подготовили большую программу из трех подборок документальной анимации.
Первая — ретроспектива шведского режиссера Юнаса Оделла, еще в 2006-м году получившего «Золотого медведя» на Берлинале за фильм «Никогда как в первый раз», для которого он экранизировал четыре истории о первом сексуальном опыте. С тех пор он снял еще три документальных анимационных фильма и последний из них — «Я был победителем», рассказывающий о геймерах, вышел в этом году. Две другие программы – сборники, в которых мы постарались показать возможности и выразительные средства документальной анимации с разных сторон.
В первом сборнике — «Истории людей» — большая часть фильмов построена на интервью, в которых люди рассказывают свои, часто очень драматические истории. От воспоминаний старой женщины, которую обманули и девочкой во время второй мировой войны увезли на Яву для утех японских солдат («Ее история») или рассказов двух немецких женщин о том, как они сидели в восточногерманской тюрьме в советские времена (фильм «Сломленные» получил Гран-при Штутгардского фестиваля) до фильма «Последний день свободы», в этом году номинированного на Оскар, и работающего на крупном плане — отчаянный монолог человека, чувствующего вину перед казненным братом. А с другой стороны — рассказ человека о своем заболевшем и потерявшем подвижность отце с попыткой понять через анимацию — что значит быть недвижимым. И фильм — телефонный разговор сына с одиноко живущим вдали от него отцом.
Программа «Вещи говорят» кажется менее драматической, хотя и в ней есть тяжелые истории. Здесь занавески, фотографии и патефонные пластинки рассказывают о жизни английской старушки, оживает газета «Либерасьон», мебель говорит о своих сельских хозяевах, найденные в мусоре чужие фотографии и выброшенный фотоальбом объясняют нам что-то о нас самих, таблетки и обрывки медицинских записей уличают врача-мучителя, а гениталии голосами своих хозяев болтают об их пристрастиях и привычках. И все это — документальная анимация.
Следующий / The next one
реж. Барбара Райдсхелдерс/ Barbara Raedschelders, Бельгия, 2010 год, 5 мин 21 сек, смешанная техника
Мне очень нравилось ходить в школу. Но раз в год надо было посещать школьного врача. До чего неприятные воспоминания с этим связаны! Я ночами не спала в преддверии этого ужасного визита.
Анимированная газета / Journal anime
реж. Донато Сансон/Donato Sansone, Франция, 2016 год, 3 мин 30 сек, 2D анимация
Карандаш художника оживляет газетные иллюстрации. В итоге мы видим авторскую интерпретацию международных событий, описанных на страницах французской газеты «Libération» в период между 15 сентября и 15 ноября 2015 года.
Хора / Hora
реж. Йоав Бриль/Yoav Brill, Израиль, 2014 год, 9 мин 24 сек, 2D, 3D анимация
Двое мужчин идут по улице, держась за руки. Режиссер решил спросить у жителей родного Тель-Авива об их отношении к этому личному и в то же время очень публичному жесту. Кто любит держаться за руки, а кто ни за что на свете этого не сделает? И почему в другой культуре публичное признание вашей сексуальности может означать что-то совершенно иное?
Интимные места / Private parts
реж. Анна Гинзбург/Anna Ginsburg, Великобритания, 2015 год, 3 мин 35 сек, рисованный, 2D, 3D анимация
Говорящие гениталии обсуждают мастурбацию, сексуальность и вагины в этом интимном документальном фильме.
Предательство / The betrayal
реж. Сьюзан Янг/ Susan Young, Великобритания, 2015 год, 5 мин 40 сек, смешанная техника
Женщина доверяется своему психиатру, но в результате увязает в умелой сети, которую он создает. По сути этот фильм закрученная история смертельной любви.
Отходы / Recycled
реж. Лэй Лэй (совместно с Томасом Совэном) /Lei Lei (with Thomas Sauvin), Китай, 2012 год, 5 мин 32 сек, фото-коллаж
В фильме использованы выброшенные фотографии, которые собирались на протяжении 30 лет на большой свалке в пригороде Пекина. Этот архив из полумиллиона пленочных негативов — фотографический портрет столицы и жизни ее обитателей.
Черная пленка / Black tape
реж. Мишель и Ури Кранот/Michelle & Uri Kranot, Дания, 2014 год, 3 мин 08 сек, живопись поверх пленки
Вторая часть трилогии, начавшейся «Белой пленкой» в 2010 году. Жертва и угнетатель танцуют танго. Тема фильма - жизнь в оккупации, а в качестве материала использовались документальные съемки и новостные заметки.
Ирландская народная мебель / Irish folk furniture
реж. Тони Донохью/Tony Donoghue, Ирландия, 2012 год, 8 мин, смешанная техника
Фильм о реставрации старинной ирландской мебели в ирландской деревне, и о тех воспоминаниях, которые с ней связаны. Этот этнографический эксперимент — попытка взглянуть на семейные артефакты и на символы различных времен.
Как долго? Не долго! / How long, not long
реж. Мишель и Ури Кранот/Michelle & Uri Kranot, Дания, 2016 год, 5 мин 30 сек, живопись поверх пленки
В основе фильма рефрен знаменитой речи Мартина Лютера Кинга. Путешествие, которое заставляет нас подумать о принадлежности ко Вселенной, которая ничего общего не имеет ни с городом, в котором мы живем, ни с национальностью, к которой мы принадлежим. Это важно сделать в эпоху, когда ксенофобия, национализм и нетерпимость стали повсеместны.
Найденные предметы / Found objects
реж. Кристоф Стэгер/Christoph Steger, Royal College of Arts, Великобритания, 2005 год, 3 мин 55 сек, рисованный
Фильм снят при помощи найденных предметов. Режиссер нашел пустой фото-альбом и аудио-пленку с незнакомыми голосами в магазине подержанных вещей в родном городе в Германии. Ожившие рисунки показывают авторскую интерпретацию возможной связи между этими двумя предметами.
Бабушки / Abuelas
реж. Афарин Эгбаль/Afarin Eghbal, National Film and Television School, Великобритания, 2011 год, 9 мин 16 сек, пиксилляция
В небольшой квартирке в Буэнос-Айресе пожилая женщина с нетерпением ждет рождения внука и всех радостей, которые готовит ей будущая роль бабушки. Но ужасные обстоятельства заставляют ее ждать эту радость еще 30 долгих лет.
Маленькие хитрости / Mend and make do
реж. Бекси Буш/Bexie BUSH, National Film and Television School, Великобритания, 2014 год, 7 мин 38 сек, стоп-моушн, пиксилляция
Рассказ пожилой женщины о своей жизни.