Программа документальной анимации, собранная со всего мира.
В 2012-м году, Большой Фестиваль Мультфильмов в первый раз показал программу документальной анимации. За прошедшие четыре года интерес к этому виду анимации в мире стал еще больше, стало ясно, что это новый инструмент для исследования реальности, имеющий большие возможности. О документальной анимации пишут книги, обсуждают ее на научных конференциях, киношколы готовят специальные учебные курсы. И мы в этом году подготовили большую программу из трех подборок документальной анимации.
Первая — ретроспектива шведского режиссера Юнаса Оделла, еще в 2006-м году получившего «Золотого медведя» на Берлинале за фильм «Никогда как в первый раз», для которого он экранизировал четыре истории о первом сексуальном опыте. С тех пор он снял еще три документальных анимационных фильма и последний из них — «Я был победителем», рассказывающий о геймерах, вышел в этом году. Две другие программы – сборники, в которых мы постарались показать возможности и выразительные средства документальной анимации с разных сторон.
В первом сборнике — «Истории людей» — большая часть фильмов построена на интервью, в которых люди рассказывают свои, часто очень драматические истории. От воспоминаний старой женщины, которую обманули и девочкой во время второй мировой войны увезли на Яву для утех японских солдат («Ее история») или рассказов двух немецких женщин о том, как они сидели в восточногерманской тюрьме в советские времена (фильм «Сломленные» получил Гран-при Штутгардского фестиваля) до фильма «Последний день свободы», в этом году номинированного на Оскар, и работающего на крупном плане — отчаянный монолог человека, чувствующего вину перед казненным братом. А с другой стороны — рассказ человека о своем заболевшем и потерявшем подвижность отце с попыткой понять через анимацию — что значит быть недвижимым. И фильм — телефонный разговор сына с одиноко живущим вдали от него отцом.
Программа «Вещи говорят» кажется менее драматической, хотя и в ней есть тяжелые истории. Здесь занавески, фотографии и патефонные пластинки рассказывают о жизни английской старушки, оживает газета «Либерасьон», мебель говорит о своих сельских хозяевах, найденные в мусоре чужие фотографии и выброшенный фотоальбом объясняют нам что-то о нас самих, таблетки и обрывки медицинских записей уличают врача-мучителя, а гениталии голосами своих хозяев болтают об их пристрастиях и привычках. И все это — документальная анимация.
Мамочка / Mother
реж. Кристоф Стэгер/Christoph Steger, Великобритания, 2006 год, 6 мин 33 сек, рисованный
Рассказ женщины, работающей в похоронном бюро.
Ее история / Her story
реж. Ким Джун Ки/Jun-ki KIM, KIAFA, Республика Корея, 2011 год, 10 мин 55 сек, 2D, 3D анимация
История девушки Чунг Сео-вун, которую привезли на остров Яву во время Второй мировой войны, чтобы она работала в публичном доме.
Оргестикуланизм / Orgesticulanismus
реж. Матье Лябэй/Mathieu Labaye, Бельгия, 2008 год, 9 мин 28 сек, рисованный
Посвящение отцу режиссера, Бенуа Лябэю, который заболел рассеянным склерозом в 29 лет. Бенуа был прикован к инвалидному креслу с тех пор, как ему исполнилось 40, а 22 апреля 2006 года в возрасте 55 лет он умер от воспаления легких.
Сломленные — женская тюрьма в замке Хоэнек / Broken — The women’s prison at Hoheneck
реж. Фолькер Шлехт/Volker Schlecht, Александер Лаль/Alexander Lahl, Германия, 2016 год, 7 мин, рисованный
Фильм основан на интервью бывших заключенных. Он позволяет заглянуть в самую печально известную женскую тюрьму в Восточной Германии. Фильм о политическом заключении, принудительном труде и огромной прибыли по обе стороны железного занавеса.
Документальный фильм / A documentary film
реж. Марцин Подолец/Marcin Podolec, Польша, 2015 год, 6 мин 50 сек, смешанная
Очень личный мультфильм про отца, созданный его сыном польским комиксистом. Вдали от выросших детей отец чувствует себя очень одиноко.
Запоздалый поцелуй / A kiss, Deferred
Moth Collective, США, 2015 год, 3 мин 46 сек, рисованный, 2D анимация
Экранизация колонки «Современная любовь» в New York Times. История основана на реальных событиях, описанных Николиной Кулиджан в статье «Поцелуй, прерванный гражданской войной», о событиях во время балканской войны.
Последний день на свободе / Last day of freedom
реж. Ди Хибберт-Джонс/Dee Hibbert-Jones, Номи Талисман/Nomi Talisman, США, 2015 год, 32 мин, рисованный, 2D анимация
Когда Билл Бэббитт понимает, что его брат Мэнни совершил преступление, он не может решить, стоит ли ему сообщить в полицию. В итоге брат, больной ветеран вьетнамской войны, казнен. Этот фильм — портрет человека, измученного чувством вины в ситуации острых социальных проблем нашего времени — уход за ветеранами, психическое здоровье и правосудие.