«Киноход» для iPhone, WindowsPhone и Android

0+

Каприччио

Последняя опера Рихарда Штрауса была впервые представлена публике в Мюнхене 28 октября 1942 года. Дирижировал премьерой Клеменс Краус, директор Баварской оперы, едва ли не лучший интерпретатор оперных текстов Штрауса. В «Каприччио» Краус выступил также в роли соавтора и либреттиста Штрауса.

История этого шедевра-завещания Штрауса, в первом приближении посвященного, казалось бы, борьбе музыки со словом в опере, уходит во времена соперничества Антонио Сальери, следовавшего итальянской оперной традиции, и В.А. Моцарта, последовательного сторонника немецкого зингшпиля.

В 1933 году Стефан Цвейг, близкий друг Штрауса, обнаружил в Британской библиотеке либретто под названием «Сначала музыка, потом слова» («Prima la misica, poi le parole»). Автор либретто, знаменитый поэт Джованни Баттиста Касти, рассказывает историю соперничества поэта и композитора, сочиняющих музыкально-театральный спектакль для вечернего приема, который устраивает их покровитель. Опера Сальери, написанная на это либретто, в 1786 году одержала сокрушительную победу над сочинением Моцарта «Импресарио» («Der Schauspieldirektor»). Обе оперы были заказаны императором Иосифом II по случаю чествования Генерального губернатора австрийских Нидерландов. Оглушительный провал оперы Моцарта, сыгранной первой в этот день, имел для композитора далеко идущие последствия, равно как успех Сальери — для итальянской традиции. Что до Стефана Цвейга, предложившего сценарный план и саму идею «музыкального разговора» (так звучит подзаголовок «Каприччио») Штраусу, успеха оперы, по причине войны и смерти, он не застал. Либретто в итоге перерабатывал и дописывал за Йозефом Грегором, постоянным автором Штрауса, Клеменс Краус.

Партитура Штрауса построена на реконструкции различных типов итальянского оперного текста XVIII века и на следовании музыкально-драматическим принципам зингшпиля, австро-немецкой разновидности итальянской оперы-буфф. Продуктивное противостояние итальянских арий экспрессивным речитативам превращает сочинение Штрауса в своего рода музыкальный трактат. Однако, было бы ошибкой считать, что противостоянием музыки и слова «Капричиио» исчерпывается. Речь, в сущности, о полифонической и диалогической природе театра как такового, о рождении оперы из животворящей несводимости различных языков культуры друг к другу, о рождении искусства и смысла из духа соперничества. А музыка «Каприччио», вся эта мастерская инструментализация пародии на соперничество двух оперных примадонн, поэта и композитора в данном случае, остается выше любого спора.

Выше всяких похвал безусловная звезда мировой оперной сцены Рене Флеминг в партии Графини, которой дается не только сарказм в адрес итальянской оперы, но и драматически убедительные слова о Театре: «Сцена открывает нам тайну действительности. Как в зеркале колдовства мы видим нас самих. Театр — это захватывающий символ жизни». Кроме того, партия Графини как будто специально написана для Рене Флеминг с учетом наиболее ярких технических особенностей ее вокального дарования. Не менее убедительно выглядит салонный денди Бо Скоухус в партии Графа, а Ангелика Кирхшлагер демонстрирует все признаки, которыми ее героиня, знаменитая актриса, должна обладать. Михаэль Шаде в роли Фламана возвышен и трогательно предан Большой Музыке.

Место в первом ряду современного мирового репертуара этой постановке обеспечивает также работа сценографа и постановщика, на редкость внимательно прочитавшего партитуру Штрауса. Марко Артуро Марелли удалось сохранить в поле зрения всё: от концептуального разделения сценического пространства на музыку, слово и театр до идеи театра как зеркального отражения реальности, от перевода языка музыки на язык слов и обратно — до комически серьезной убежденности в невозможности какого бы то ни было перевода. Поэтому неслучайно и драматургически точно оркестр в избранных местах звучит так, как если бы играл отдельно от вокальных партий, чтобы затем снова устроить перекличку с человеческим голосом и словом.

Режиссёр: Марко Артуро Марелли

Актёры: Рене Флеминг, Бо Скоухус, Михаэль Шаде, Маркус Айхе, Курт Ридль, Ангелика Кирхшлагер, Михаэль Ройдер, Ириде Мартинес, Беньямин Брунс, Клеменс Унтеррайнер

Продолжительность: 135 мин.

Премьера: 29 апреля 2014 в России

Возраст: 0+

Жанры: опера

Кинокомпания:

Страна: Австрия

Дополнительно: cinemaemotion.ru

Расписание

·

·

Сеансов по вашему запросу не найдено.


КИНОТЕАТРЫ НА КАРТЕ

  • яндекс
  • google