«Питер Граймс» — это опера в трех действиях с прологом для большого симфонического оркестра и хора, написанная Бенджамином Бриттеном на либретто Монтегью Слетера, основанное на поэме «Городок» («The Borough») Джорджа Крэбба.
Шесть интерлюдий прекрасно вводят слушателя в сюжет, рисуя в их воображении не только картины окружающей природы, но и состояние души главных героев. Эта опера — о жизни простого рыбака Питера Граймса, преследуемого трагической судьбой.
Бриттен неспроста взялся за эту сложную тему — он всегда сочувствовал и интересовался судьбой угнетенных и обездоленных. Вообще же, тема протеста против войн и насилия, и самое главное, ценность хрупкой, незащищенной человеческой жизни очень ярко выражена во всем творчестве композитора.
Заказ на написание этого произведения Бриттен получил, будучи в Америке. Опера была заказана Фондом Кусевицкого в 1942 году. Опера была представлена публике в 1945 году в Лондоне. Ее постановка для всего музыкального мира имела огромное значение, так как ознаменовала собой возрождение английского национального музыкального театра со времен Генри Перселла (его «Дидоны и Энея»). В «Питере Граймсе» композитору удалось поднять английскую оперу на новую, невиданную ранее высоту. После премьеры «Питер Граймс» имел оглушительный успех и широкое признание, его ставили в ведущих театрах Европы, Северной и Южной Америки.
Одной из ключевых особенностей этой оперы является ее мелодическая традиционность: Бриттен своим звучанием опирается на интонационные традиции Малера, Шостаковича, Берга, а также Верди и Дебюсси. Вместе с тем своим авторским подходом он отсылает нас звучанием к ни с чем не сравнимым фольклорным мотивам Британских островов. Благодаря этому соединению опера имеет современное экспрессивное, емкое звучание.