«Киноход» для iPhone, WindowsPhone и Android

12+

Шагал — Малевич

Когда вихри революции стирают с лица земли провинциальный уклад еврейского Витебска и последние становятся первыми, только удивительная вера и безусловная преданность мужу позволяют Белле Шагал спасти своего гениального Марка.  

История самозабвенной любви Беллы, супруги великого художника Марка Шагала, протекает на фоне исторической дуэли ее мужа со своим гениальным современником-антиподом Казимиром Малевичем и другой, еще более отчаянной схватки с другом детства, а ныне красным комиссаром Наумом за сердце Беллы.

 

Режиссёр: Александр Митта

Актёры: Леонид Бичевин, Анатолий Белый, Кристина Шнайдерман, Алексей Овсянников, Дарья Пашкова, Филипп Жлоба, Олег Жаков, Станислав Демин, Светлана Цвиченко, Семен Шкаликов

Продюсеры: Валерий Тодоровский, Елизавета Лесовская, Александр Митта

Продолжительность: 119 мин.

Премьера: 03 апреля 2014 в России, 04 октября 2014 в мире

Возраст: 12+

Сборы в России: $85 687

Жанры: биографический, исторический

Кинокомпания: ШиМ-Фильм

Страна: Россия

Рецензии критиков

2 апреля 2014 Портал «Киноход.Ру»,

Когда он шагал левой…
Кинопроект под названием «Шагал — Малевич» — порождение любви к творчеству Марка Шагала, связанного многими нитями с искусством ХХ века, но в то же время стоящего совершенно отдельно от всех рядов и контекстов. Александр Митта, знаменитый не только как режиссер, но также как теоретик и практик Продолжение...
Когда он шагал левой…


Кинопроект под названием «Шагал — Малевич» — порождение любви к творчеству Марка Шагала, связанного многими нитями с искусством ХХ века, но в то же время стоящего совершенно отдельно от всех рядов и контекстов.

Александр Митта, знаменитый не только как режиссер, но также как теоретик и практик кинодраматургии, ушел от формата традиционной биографии — что в случае долгой жизни Шагала почти наверняка привело бы к скороговорке и банальности. Вместо этого фильм сконцентрирован на сравнительно коротком витебском периоде «комиссарства» героя, когда он создал в местечковом городке, сотрясаемом погромами, войнами и революциями, уникальную школу современного искусства, устремленного в прекрасное грядущее. Именно в это турбулентное время в жизнь Шагала входит Казимир Малевич, что дает возможность развернуть сюжет встречи двух гениев разной природы на фоне грандиозного исторического катаклизма.

Впрочем, и этот отрезок жизни Шагала, столь насыщенный драматическими событиями, предстает не в виде линейного нарратива, а в жанровом миксе баллады, мифо-поэмы, жестокого романса и лубка. Многофигурное кинематографическое «полотно» с вкраплениями анимации написано жирными мазками — своего рода синкопами или прожекторами, выхватывающими видения из тьмы времен. События фильма — как бы сгустки реальности, преображенные фантазией Шагала, та магма, из которой рождается его живописный мир.

Поэтическое воспроизведение жизни и творчества Художника, непременно с заглавной буквы, характерно для модернистской ментальности 1960-70-х годов. Митта в начале карьеры снял один из лучших своих фильмов «Гори, гори, моя звезда», где тоже рассказывал о вдохновленных революцией провинциальных художниках; один из них, в исполнении Олега Ефремова, частично списан с Шагала. С тех пор романтизм уступил место признанию трагических ошибок и заблуждений, довольно быстро приведших к расправам над гениями искусства. Изменилась и публика. Митта, покоривший ее своим «Экипажем» еще в 1979 году, одним из первых понял это.

Вероятно, поэтому и свой новый фильм он старается спаять другими скрепами. Биография посажена на жесткий каркас любовного треугольника: Марк — Белла — Наум. Хотя оба воздыхателя, борющиеся за сердце женщины, заражены идеями большевизма, Марк воспринимает коммунистическую утопию как бескорыстный и живущий в мире грез Дон Кихот, в то время как Наум становится Робеспьером — палачом революции, но также и ее жертвой. Другая драматургическая скрепа тоже напоминает треугольник, только идейный. Здесь соперником Шагала выступает не кто иной, как Малевич, а объектом, за который они сражаются, — умы и души учеников. Кто поведет их за собой, чье понимание искусства покажется им более актуальным, чей интеллект и талант перетянет?

Победил Малевич: приглашенный в Витебск Шагалом, он вероломно увел за собой его учеников. И то, что они пошли за ним, в фильме совершенно не удивляет: ведь и в подобной идеологической коллизии очень многое решает чувственность. Анатолий Белый в образе Малевича, хотя и занимает неизмеримо меньше экранного времени, предстает гораздо харизматичнее Леонида Бичевина, играющего Шагала бесплотно отрешенным. Это ослабляет позиции главного героя и в реальном любовном треугольнике, поскольку и там его соперник Наум (Семен Шкаликов) заряжен более мощной энергией. И только мудрость Беллы побуждает ее сделать правильный выбор (этот тип женственности, вдохновивший Шагала, воплощает дебютантка Кристина Шнайдерман).

А вот кто из двух великих художников оказался победителем в исторической перспективе (теперь уже ретроспективе) — вопрос открытый. Малевич стал драгоценной иконой авангарда, Шагал — одним из главных художественных брендов столетия, ассимилированных массовой культурой. Но фильм Митты предлагает собственный ответ на этот вопрос, возможно, отличный от искусствоведческого. У каждого из художников были свои «небеса». Малевич парил в горних высях воспаленной революционной духовности — обжигающе холодной, абстрактной и в конечном счете бесчеловечной. Люди, которые пошли за ним, скорее всего из тех дальних далей не вернулись. А вот Шагал решил больше не маршировать левой и не переделывать мир, неизменный в своей основе с библейских времен, не захотел никого вести за собой, кроме любимой Беллы. Со своей избранницей он вознесся на «теплые» небеса — умчался подальше от революционных баталий и растопил человеческие сердца по всему миру мечтой о мифологическом Витебске.

События

08 октября 2016 - 13 мая 2017

Мет Опера. Сезон 2016-2017

Новый сезон спектаклей Метрополитен Опера.