Фильм Щелкунчик (Royal Opera House)

0+
Балет, Великобритания,
Режиссер
Питер Райт
Актеры
Эмма Магуайр, Федерико Бонелли, Лаура Морера, Александер Кэмпбелл, Гэри Эвис
О фильме

«Щелкунчик» был заказан П.И. Чайковскому дирекцией Российских Императорских театров по следам имевшего шумный успех балета «Спящая красавица» (1890). На либретто Мариуса Петипа и в хореографии Льва Иванова (работавшего по подробным указаниям Петипа, который из-за болезни был вынужден отказаться от постановки) балет был впервые представлен публике в Петербурге на сцене Мариинского театра в 1892 году. Роли Клары и Фрица на премьере исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища, которое оба закончили лишь спустя семь лет.

С самых первых нот увертюры к балету волшебство и тайна заполняют зрительный зал, пока господин Дросельмейер только собирается положить начало истории, в конце которой его любимый племянник Ганс-Петер будет освобожден из-под власти Мышиного Короля находчивой Кларой.

Хотя от постановки к постановке история претерпевает изменения, в общих чертах она совпадает с оригинальным сюжетом. Имена персонажей также могут разниться. В сказке  Э.Т.А. Гофмана молодую героиню зовут Мари Штальбаум, а Кларой (Клерхен)  — ее куклу. В адаптации Александра Дюма-отца, на основе которой Петипа писал свое либретто, героиню зовут Мари Зильбергаус. В других постановках, как, например, у Михаила Барышникова, Клара чаще оказывается Штальбаум, чем Зильбергаус. В России после начала Первой мировой войны Клару из патриотических соображений превратили в Машу. Фриц как персонаж отрицательный свое имя сохранил неизменным. Этой перемене имен, как ни странно, следуют на российской балетной сцене до сих пор.

В классической постановке Питера Райта, впервые увидевшей сцену Ковент-Гардена в 1984 году, театральная магия правит свой бал на пару с музыкой: рождественская елка растет у нас на глазах, игрушечные солдаты оживают, чтобы вступить в бой с мерзким Мышиным Королем, а Клару уносят в Страну Сладостей золотые сани. Партитура Чайковского заключает в себе одни из самых известных мелодий в балете: от волнующего  вальса снежинок до сказочно призрачного танца Феи Драже и энергичного Русского танца. Сценография Джулии Треви.

Премьера
13 January 2014 в России