«Киноход» для iPhone, WindowsPhone и Android

Бал-маскарад (Sydney Opera House)

Опера Джузеппе Верди создана на либретто Антонио Сомма, взявшего за основу пятиактное либретто Эжена Скриба, написанное в свою очередь для мастера комической оперы и основоположника «большой оперы» Даниэля Обера. Опера Обера «Густав III» была с огромным успехом представлена публике в 1833 году. Спустя четверть столетия, в 1859 году, в римском Театро Аполло Джузеппе Верди вынес на суд публики свое прочтение сюжета Скриба (в скобках следует заметить, что А.С. Пушкин называл Эжена Скриба «представителем французского остроумия»).

Сюжет Скриба основан на событиях, окружавших убийство 14-го короля Швеции Густава III в 1792 году. Годы правления Густава, водившего дружбу с французскими философами и бывшего одним из самых ярких монархов XVIII века, называли «веком просвещения». При нем — ирония судьбы — началось строительство Королевской оперы. Его либеральное правление закончилось заговором дворян и выстрелом в спину на костюмированном балу. Умер король спустя несколько дней. Собственно, эта история и послужила сюжетным каркасом для оперы Верди «Бал-маскарад», ранее подстегнув исключительно богатое воображение Скриба.

Поскольку опера касалась подробностей жизни и смерти членов королевской фамилии и относительно недавнего прошлого, а за год до премьеры в Париже было совершено покушение на Наполеона III, cочинение Верди столкнулось с жесткой цензурой. Опера об убийстве короля показалась неапольской цензуре, боявшейся народных волнений, крайне несвоевременной. Верди был вынужден внести в сюжет изменения. Так Густав III, король Швеции, превратился в Ричарда, английского губернатора Бостона, а действие оперы было перенесено из Швеции в США и протекало при большом стечении индейцев и афроамериканцев. Антонио Сомма свое имя под либретто ставить отказался. Но опера в любом случае в Неаполе поставлена не была, переехав в Рим. На популярности оперы эти цензурные приключения не сказались — она исключительно богата на красивые мелодии, оркестровые краски и музыку, черпающую свое изобразительное качество в синтезе танца и песни. Премьерный успех превзошел все самые смелые ожидания Верди.

Постановка в Сиднейской опере проблем с местом и временем действия не имела, так как сюжет перенесен в мир, живущий по законам Джорджа Оруэлла, а героям возвращены первоначальные имена. Режиссер-постановщик, он же руководитель каталонской театральной труппы «La Fura dels Baus», счел настоящее время более подходящим для Верди, чем отдаленные историческое. Режиссер, как это ни парадоксально, вернул опере ее политическое измерение, соразмерное пафосу и замыслу Верди. Напряжение между идентичностью, которую мы создаем сами, и идентичностью, которую нам навязывает общество, — это и есть современность в понимании самого Верди. Алекс Олье использует универсальную метафору маски, чтобы обобщить это напряжение. Маски носят все, за исключением мертвых. Декорации Альфонса Флореса в свете этой концепции превращаются в современное здание контроля и учета, постоянного наблюдения всех за всеми, здание грандиозно строгое и страшное. Населяют это здание дегуманизированых социальных связей костюмы Льюка Кастельса, которые разделяют индивидуумов только по номерам, отпечатанным то ли на пиджаках, то ли на робах.

Самым большим контрастом к этой концепции безличности выступает дирижерская работа Андреа Молино, создающего изящные движения оркестра из фигур воздуха, которые и есть музыка Верди. Диего Торре поет партию Густава с отчетливым чувством контраста и своего героя, оживляя сцену предсказания будущего воображаемыми красками и привнося впечатляющую выразительность в монолог, предшествующий роковому балу. Амелия, противоречивый объект его любви, в исполнении Тамар Ивери демонстрирует драматическую интенсивность и заслуживающую всяческих похвал полноту звука в верхнем регистре. Хосе Карбо в партии Анкарстрема поет мстительного верноподданного, чья вера была предана, с замечетельно тонким лиризмом и красками, противопоставляя своему герою другого «себя», понимающего только черное и белое. Тарин Фибиг, создающая образ стоящего в стороне от политических интриг игривого Оскара, привносит на сцену легкость, обаяние и пронзительный блеск. Партия Ульрики, этой Кассандры, предвидящей все, кажется как нельзя более подходящей для Марианы Пенчевой, которая не стремится смягчить щедрое вибрато и отпускает его на свободу.

Джузеппе Верди едва ли видел что-нибудь более живое, чем эта постановка. Приятная во всех отношениях партитура уступает место подлинно мрачным, подлинно современным идеям.

Режиссёр: Алекс Олье

Актёры: Диего Торре, Тамар Ивери, Хосе Карбо, Тарин Фибиг, Дин Бассетт, Мариана Пенчева, Эндрю Брансдон, Люк Габбеди, Ричард Андерсон, Джуд Артур

Продолжительность: 180 мин.

Премьера: 10 декабря 2013 в России

Жанры: опера

Кинокомпания:

Страна: Австралия

Дополнительно: cinemaemotion.ru

Расписание

·

·

Сеансов по вашему запросу не найдено.


КИНОТЕАТРЫ НА КАРТЕ

  • яндекс
  • google