«Киноход» для iPhone, WindowsPhone и Android

18+

Трудно быть богом

В основе фильма — одноименная повесть братьев Стругацких.

Отдаленное будущее. Несколько исследователей с Земли отправляются на планету Арканар. В этом мире царит средневековье. Цель ученых — аккуратно направить инопланетное общество по гуманистическому пути развития. Сложность их задачи связана со сводом правил. Они не могут открыто вмешиваться в течение жизни на другой планете. Не имеют права вставать на чью-либо сторону. Нельзя им и убивать. Но в череде кровавых событий главный герой Румата Эсторский делает выбор — спасти от гибели местных «книгочеев». Презрев правила, он перестает быть лишь наблюдателем.

Режиссёр: Алексей Герман

Актёры: Леонид Ярмольник, Наталья Мотева, Юрий Цурило, Александр Ильин, Петр Меркурьев, Евгений Герчаков, Олег Ботин, Александр Чутко, Константин Быков, Юрий Думчев

Продюсер: Виктор Извеков

Продолжительность: 170 мин.

Премьера: 27 февраля 2014 в России, 13 ноября 2013 в мире

Возраст: 18+

Сборы в России: $1 282 065

Жанры: фантастика

Кинокомпании: Ленфильм, Студия «Север»

Страна: Россия

Дополнительно: фильм на IMDB

Рецензии критиков

1 января 1993 Портал «Киноход.Ру»,

Близкое Средневековье
«Трудно быть зрителем, — написал Умберто Эко о фильме «Трудно быть богом» и завершил свое эссе словами: «В сравнении с Германом фильмы Квентина Тарантино — это Уолт Дисней». И мэтр прав. Однако «трудно» — не значит «невозможно». Во всяком случае, в России прокатчики собираются выпустить это черно-белое кино Продолжение...
Близкое Средневековье


«Трудно быть зрителем, — написал Умберто Эко о фильме «Трудно быть богом» и завершил свое эссе словами: «В сравнении с Германом фильмы Квентина Тарантино — это Уолт Дисней». И мэтр прав. Однако «трудно» — не значит «невозможно». Во всяком случае, в России прокатчики собираются выпустить это черно-белое кино, длящееся почти три часа, в трехстах копиях по всей стране. Каков будет результат смелого эксперимента, узнаем в феврале, но уже сейчас начались первые показы.

Экранизировать одноименный роман братьев Стругацких Алексей Герман собирался еще в конце 1960-х, но ему категорически запретили: советские войска оккупировали Чехословакию, и фантастический сюжет с вторжением землян на чужую планету приобретал сомнительный оттенок. Сейчас можно с уверенностью сказать: то, что проект был отложен на несколько десятилетий, позволило ему вызреть в гораздо более мощное произведение. Из романа, проникнутого гуманистическими шестидесятническими идеалами, вытащен потаенный смысл и спроецирован в ситуацию нашего времени, когда мы гораздо больше знаем о коварстве и живучести тоталитарных режимов. Когда стало очевидно, что Средневековье не в прошлом, а в будущем, причем в самом ближайшем, а точнее — оно уже подступило. В этой ситуации, говорит Герман, трудно быть зрителем, бесстрастным созерцателем чужих страданий. Трудно быть и богом, решающим судьбы живых существ. А труднее всего быть просто человеком с отведенной ему функцией винтика истории, но, к счастью или несчастью, наделенного совестью.

В фильме об арканарской резне возрождаются трагические образы гравюр Дюрера, полотен Брейгеля и Босха, и это — актуализация забытых отношений (цитирую соавтора фильма Светлану Кармалиту) «между людьми, между людьми и животными, между людьми и предметами». Это монстры, это жертвы, это тотемы, вписанные в символический узор, но обладающие запахами, фактурой, вязкостью и липкостью, мрачной эротической плотскостью. Среди потрясений фильма — волшебное преображение Леонида Ярмольника в трагического героя Румату, своего рода Гамлета XXI века. Но, пожалуй, сильнее всего воздействует драматургическая композиция картины, имеющая больше общего именно с живописным полотном, чем с экранизацией романа.

Но в этом же и проблема фильма, который, с точки зрения многих успевших его посмотреть, не смотрится как кино. Ведь мы привыкли к линейным сюжетным структурам, к развернутым развивающимся характерам — ко всему тому, к чему нас приучил Голливуд, да и не только он. Герман с самого начала своей работы в кино проявлял творческую дерзость, ломая каноны, поднимая табуированные темы, сдирая слой благополучного лоска с народных артистов. Еще тогда, на раннем этапе, цензоры вопили про «взбесившиеся фактуры» и «броуновское движение» как неприемлемые категории его кинематографа.

Позднее творчество режиссера — потрясающий пример того, на что способна энергия художника в эпоху, развращенную подделками и спекуляциями на умственной лени. В эпоху, когда главными жанрами истории становятся мелодрама, экшен, или комикс, Герман ставит немодные вопросы о смысле жизни и смысле искусства. В ответах на эти вопросы много трагизма, но могучий артистизм «русского Босха» и «северного Феллини» сам по себе являет противовес отчаянью.
68

100

26 февраля 2014 Портал «Film.ru»,

«...Трехчасовое издевательство над публикой, даже не пытающееся воссоздать многогранность и увлекательность романа Стругацких...» Продолжение...
48

100

26 февраля 2014 Портал «Film.ru»,

«...Ни на что не похожее кино, которое мог снять только один человек на земле...» Продолжение...

События

16 октября 2016 - 09 апреля 2017

Большой балет в кино. Сезон 2016-2017

Четвертый сезон кинотрансляций из Большого театра.