«Киноход» для iPhone, WindowsPhone и Android

16+

Милосердие

Gnade

Полярная ночь на берегу Арктического моря, два месяца не видно солнца на горизонте, повсюду только бескрайняя пустыня из снега и льда. Немецкая семья, супруги Нильс и Мария и их сын Маркус, решает начать здесь новую жизнь. Однако вскоре после приезда взрослые понимают, что подобные условия не способствуют сохранению их давно распадающегося брака. Нильс с головой уходит в работу, Мария все свободное время проводит в хосписе, Маркус переживает сложности подросткового возраста и пытается наладить отношения с одноклассниками. Неожиданное трагическое происшествие полностью меняет жизнь героев. Оно становится поворотным моментом для каждого из них, позволяет искупить вину друг перед другом, стать более отзывчивыми и милосердными.

Режиссёр: Маттиас Гласнер

Актёры: Биргит Минихмайр, Юрген Фогель, Хенри Штанге, Ане Даль Торп, Мария Бок, Стиг Хенрик Гофф, Ирен Реппен

Продюсеры: Андреас Борн, Маттиас Гласнер, Кристине Кнудсен, Оге Оберге

Продолжительность: 132 мин.

Премьера: 11 июня 2013 в России, 16 февраля 2012 в мире

Возраст: 16+

Жанры: драма

Кинокомпании: Schwarzweiss Filmproduktion, Knudsen & Streuber Medienmanufaktur, Neofilm, Ophir Film, Zweites Deutsches Fernsehen (ZDF) , Arte

Страны: Германия, Норвегия

Дополнительно: фильм на IMDB

Рецензии критиков

13 июня 2013 Портал «Киноход.Ру»,

Сумерки души
В первый день фестиваля «Зеркало» памяти Андрея Тарковского был показан фильм «Милосердие» немецкого режиссера Маттиаса Гласнера. Он принадлежит к категории кинолент, ставящих неприятные вопросы — из тех, о которых хотелось бы забыть хотя бы на время. С упорством профессионального зануды немецкий режиссер возвращает нас к этим вопросам Продолжение...
Сумерки души


В первый день фестиваля «Зеркало» памяти Андрея Тарковского был показан фильм «Милосердие» немецкого режиссера Маттиаса Гласнера. Он принадлежит к категории кинолент, ставящих неприятные вопросы — из тех, о которых хотелось бы забыть хотя бы на время. С упорством профессионального зануды немецкий режиссер возвращает нас к этим вопросам, за что мы в конечном счете остаемся ему благодарны.

Несколько лет назад фильм Гласнера «Свободная воля» шокировал попыткой с сочувствием заглянуть в душу серийного убийцы. Потом режиссер снял картину «Это любовь» — историю «чистой любви» педофила. «Милосердие» не идет так далеко по пути экстрима, но зато уводит нас на территорию, некогда обжитую школой Ингмара Бергмана, а ныне запущенную и поросшую мхом. При этом почти бергмановский сюжет перемещен в ситуацию сегодняшней прагматичной и технологичной культуры.

Действие разыгрывается на крайнем севере Норвегии в сезон полярной ночи, длящейся целых два месяца без всякого просвета. Гласнер намеренно отправляет своего героя — инженера Нильса — в длительную командировку на затерянный во льдах и снегах газовый завод, чтобы вырвать его из привычного образа и ритма жизни: работа — жена и сын — любовные интрижки. В сущности, Нильс намерен воспроизвести эту схему и здесь — но что-то мешает: возможно, постоянные сумерки, проникающие внутрь человека и наполняющие его смутной тревогой.

В роли Нильса выступает Юрген Фогель — постоянный исполнитель Гласнера, игравший у него сексуального психопата в ироническом гротеске «Секси Сэди» и страдающего маньяка в «Свободной воле». За эти годы он вырос из арийского секс-символа в не очень молодого человека с усталым лицом, однако его профессиональная техника и внутреннее наполнение образа позволяют говорить о Фогеле как о большом актере. Вместе с Гласнером в середине 90-х годов они основали кинокомпанию. Сам режиссер еще до этого успел создать себе имя в музыкальных кругах: его группа Home Sweet Home приложила руку и к саундтреку «Милосердия».

Марию, жену Нильса, играет Биргит Минихмайр — типично немецкая актриса, сухая и рациональная. Однако тень бергмановских героинь падает и на нее: недаром Мария работает в хосписе, месте близкого соприкосновения со смертью. Возвращаясь на машине одной прекрасной ночью с внепланового дежурства, она сбивает какое-то живое существо — или это всего лишь ночной кошмар, спровоцированный усталостью? У нее не хватает мужества остановиться. Когда выясняется, что этой же ночью на дороге погибла девушка, возвращаясь с вечеринки, Мария и Нильс оказываются перед выбором: сознаться или промолчать?

Можно представить, как оформил бы подобный сюжет Бергман... или кто-то еще. Наверняка это было бы суровое, аскетичное, черно-белое «авторское» кино, а если бы даже в него вторгся цвет, он был бы намеренно приглушен и вытравлен. «Милосердие», снятое сверхчувствительной камерой, делает из полярных сумерек потрясающее цветовое зрелище. Это настоящее северное сияние красок и открывающихся за ними эмоций — зрелище невероятно чувственное.

Однако оно не способно преодолеть границу между физикой и метафизикой, да, собственно, к этому и не стремится. Современная операторская школа («Милосердие» снимал Якуб Бейнарович) пользуется настолько изощренными технологиями, изображение настолько интенсивно, что первый план перекрывает второй. И потому современные авторские фильмы не достигают той магии и той философской глубины, что были присущи работам Бергмана и Тарковского.

Картина Гласнера тоже могла бы называться «Стыд» — как один из фильмов Бергмана. Но если в бескомпромиссном бергмановском мире даже названия фильмов были сущностными и знаковыми (Причастие, Персона, Страсть, Прикосновение), милосердие у Гласнера остается прописанным с маленькой буквы. А меланхолический хеппи-энд (пробуждение жизни с окончанием полярной ночи) демонстрирует умиротворяющую красоту пейзажей, обработанных в фотошопе и лишенных первозданной суровости.

События

08 октября 2016 - 13 мая 2017

Мет Опера. Сезон 2016-2017

Новый сезон спектаклей Метрополитен Опера.