«Киноход» для iPhone, WindowsPhone и Android

18+

За Маркса...

За Маркса...

Фильм основан на событиях кризисного времени, когда владельцы производства пытаются решать свои проблемы за счет рабочих людей, обнищавших за последние годы. Главный конфликт внутри фильма — между новыми капиталистами и рабочим классом, вышедшим из советского времени; «новыми русскими» и советскими рабочими.

Режиссёр: Светлана Баскова

Актёры: Сергей Пахомов, Владимир Епифанцев, Виктор Сергачев, Лаврентий Светличный, Денис Яковлев, Михаил Калинкин

Продолжительность: 100 мин.

Премьера: 14 марта 2013 в России, 08 февраля 2013 в мире

Возраст: 18+

Жанры: драма

Кинокомпания:

Страна: Россия

Рецензии критиков

13 марта 2013 Портал «Киноход.Ру»,

Шагающие с левой ноги
Имя Светланы Басковой считается культовым в кругах альтернативного искусства. После шокового антимилитаристского фильма «Зеленый слоник» у нее сформировалась интернетовская фан-группа поддержки. Однако новая работа режиссера «За Маркса…» претендует на другую целевую аудиторию, его смело можно назвать лево-радикальным. Фильм полон жестокого сарказма в адрес кровососов-олигархов и Продолжение...
Шагающие с левой ноги


Имя Светланы Басковой считается культовым в кругах альтернативного искусства. После шокового антимилитаристского фильма «Зеленый слоник» у нее сформировалась интернетовская фан-группа поддержки. Однако новая работа режиссера «За Маркса…» претендует на другую целевую аудиторию, его смело можно назвать лево-радикальным.

Фильм полон жестокого сарказма в адрес кровососов-олигархов и нежности по отношению к простому рабочему человеку, хотя он в своем большинстве морально сломлен системой. Классовый конфликт олицетворяют два любимых исполнителя Басковой – Владимир Епифанцев и Сергей Пахомов. Первый играет законченного негодяя и психопата, который нахапал государственного бабла и тратит миллионы на работы Малевича и Родченко (вот она, судьба левого искусства!). Второй показывает своего героя потерянным, беззащитным, способным на предательство по слабости – но только не циником. Есть в фильме и мотив двух сыновей одного отца, оказавшихся по разные стороны баррикад: как на классической гражданской войне, два разных народа в одном. А рядом с героями этого народного эпоса действуют рабочие интеллектуалы, которые организуют вместо карманных профсоюзов настоящий: фильм таким образом превращается в практическое руководство к действию.

Баскова берет на вооружение метод главного революционера кинематографа – Жан-Люка Годара. Берет саму идею о том, что кино способно быть оружием пролетариата куда эффективнее, чем булыжник. Рабочие из ее фильма обсуждают в своем киноклубе «Ветер с Востока» того же Годара, «Комиссар» Аскольдова, «Рабочий класс идет в рай» Элио Петри — базовые фильмы политического кино. У Басковой в рабочем арсенале борьбы демонстративно отсутствует мат; вместо этого герои, словно на литературном семинаре, обсуждают Карамзина, Гоголя и Белинского. Кто-то подумает, не стебутся ли над ним, между тем это принципиальное и даже революционное решение, немного отдающее соцреализмом, типа гельмановской «Премии», но без пошлости. Оно связано с общей концепцией уважения к человеку труда, которое просвечивает в кастинге типажей, в крупных планах этого фильма, заставляющего вспомнить о Вертове и Довженко.

Светлана Баскова наделяет кинотворчество свойствами агитплаката, но при этом помещает «плакат» в кавычки. Именно так выглядит в ее фильме афиша «Калины красной» Шукшина, висящая на стене комнаты, где собираются деятели независимого профсоюза литейного цеха. Этот замызганный старый плакат мы видим сквозь раму дверного проема. Кадр повторяется несколько раз с меняющимся составом участников. Это – своего рода пролетарская «Тайная вечеря» перед решающими историческими баталиями.

Кино о борьбе простых людей за свое достоинство существует давно и признано классикой во все мире: от «Броненосца «Потемкин» Эйзенштейна до «Земля дрожит» Висконти. Эту традицию продолжают уже в наши дни (а это труднее) Аки Каурисмяки и Кен Лоуч. В постиндустриальные времена новой безликой Европы, где слово «рабочий» даже как-то неловко произносить, финский режиссер снимает две подряд «пролетарские трилогии», а британский посвящает свою жизнь борьбе с тэтчеризмом. Классовое общество, эксплуатация и другие якобы несуществующие явления предстают в их фильмах в очень осязаемом и в то же время не лишенном юмора ключе, а их пролетарские герои легко превращаются в люмпенов и преступают закон, но это никак не отменяет симпатии к ним.

А вот возвращаясь на родину, мы обнаруживаем совсем другой подход к проблеме. В стране, где были заложены традиции политического кино и где еще не так давно существовал «производственный» жанр, пролетарии фигурируют в современных российских фильмах только с приставкой «люмпен» - как в «Елене» Андрея Звягинцева. Вот почему появление фильма Светланы Басковой, где рабочему человеку возвращается утраченное достоинство, можно считать поистине революционным.

События

08 октября 2016 - 13 мая 2017

Мет Опера. Сезон 2016-2017

Новый сезон спектаклей Метрополитен Опера.