Фильм Расёмон

Rashômon, 1950

18+
Детектив, драма, Япония,
Режиссер
Акира Куросава
Актеры
Тосиро Мифунэ, Матико Кё, Масаюки Мори, Такаси Симура, Минору Тиаки, Китидзиро Уэда, Норико Хонма, Дайсукэ Като, Лесли Дэниелс
О фильме

Компания «Иноекино» выпускает в прокат один из главных шедевров в истории мирового кинематографа — историческую драму «Расёмон» Акиры Куросавы с Тосиро Мифунэ в главной роли.

Демонстрироваться будет отреставрированная копия, все сеансы пройдут на японском языке с русскими субтитрами.

«Расёмон» — рассказанная с четырёх противоречащих точек зрения история преступления, поднимающая вечные вопросы правды, правосудия и человеческой природы. С помощью нелинейного повествования, ненадёжных рассказчиков и изобретательного визуального ряда Акира Куросава создал напряжённый психологический триллер, в котором смешались притчевый символизм, традиционная японская культура и эстетика немого кино. Операторская работа легендарного Кадзуо Миягавы выстроена на игре света и тени, геометрических формах, экспрессивных крупных планах и абстракциях, мастерски иллюстрируя центральную идею фильма. Существует ли объективная правда? Может ли человек быть до конца честен даже с самим собой? Как в нашей памяти отражается реальность? И реально ли осуществить справедливое правосудие? Куросава одновременно безжалостен в своей морали и предельно гуманистичен: люди и окружающий их мир неидеальны, а дождь и солнце неизбежно сменяют друг друга, как смерть и жизнь.

Сегодня «Расёмон» не только находится в числе лучших работ Куросавы, но и считается безусловным шедевром мирового кино и одним из самых влиятельных фильмов в истории. Он дал название «эффекту Расёмона» ― термину, связанному с недостоверностью очевидцев и описывающему ситуацию, в которой событие получает противоречивые субъективные интерпретации. Этот приём можно обнаружить во множестве признанных картин, от «Подозрительных лиц» и «Помни» до «Исчезнувшей» и «Последней дуэли». Но главное, что «Расёмон» — великий фильм даже не потому, что произвел революцию в сторителлинге или открыл японское кино миру: спустя много десятилетий он продолжает оставаться важнейшим и универсальным высказыванием о человеке, обществе и истине.

Синопсис:
Япония, XI век. Дровосек, монах и крестьянин прячутся от грозы в развалинах ворот Расёмон и обсуждают судебный процесс, свидетелями которого были первые двое. Несколько дней назад на лесной дороге произошло жестокое преступление: разбойник убил самурая и надругался над его женой. Вот только показания участников инцидента никак не вяжутся между собой. Возможно ли докопаться до правды?

О проекте:
«Расёмон» — экранизация двух произведений Рюноскэ Акутагавы, классика новой японской литературы: основная сюжетная канва взята из экспериментального рассказа «В чаще», а название и место действия — из «Ворот Расёмон». Сценарий к фильму был первым сотрудничеством Акиры Куросавы с Синобу Хасимото, впоследствии ставшим постоянным соавтором режиссёра. На главные роли Куросава привлёк уже знакомых ему актёров, самую яркую из которых — разбойника Тадзёмару — оставив за Тосиро Мифунэ. Съёмки начались в начале июля 1950 года и заняли около месяца. Большая часть скромного бюджета ушла на строительство декорации заглавных ворот, так что Куросава с командой подошли к процессу креативно: например, для максимального использования естественного освещения были задействованы зеркала, а воду в сценах с дождем подкрашивали чернилами, чтобы капли чётче проявились на плёнке. На монтаж и озвучивание ушла всего неделя, и уже в конце августа прошла большая премьера в Токио.

В японском прокате «Расёмон» прошёл достаточно успешно, несмотря на смешанные отзывы местных критиков, а год спустя он произвел фурор на Венецианском кинофестивале, завоевав главный приз. Удивительно, что на родине этому были не рады: «Расёмона» считали не самым достойным и характерным представителем достижений японского кино, в отличие от творчества того же Ясудзиро Одзу. Триумф фильма Куросавы списали на то, что он был экзотикой для западной публики и одновременно достаточно вестернизированным и не слишком «японским». Тем не менее именно «Расёмон» стал точкой отсчёта для всего кинематографа Японии, фактически выведя его на мировую арену. В 1952 году фильм получил почётный «Оскар» за «самый выдающийся фильм на иностранном языке», поскольку в то время отдельной категории для зарубежных фильмов ещё не было.

О реставрации:
«Расёмон»
был отреставрирован в 2008 году совместными усилиями Архива Американской киноакадемии, Национального киноцентра при Национальном музее современного искусства в Токио и компании Kadokawa Pictures на средства Kadokawa Culture Promotion Foundation и The Film Foundation. Новая копия была создана на основе 35-мм негатива, сделанного в 1962 году на основе оригинального негатива и хранившегося в коллекции Национального киноцентра в Токио.

Продюсер
Минору Дзинго
Бюджет
$ 250,000
Премьера
2 November 2023 в России, 26 August 1950 в мире
Компания
Daiei Motion Picture Co. Ltd.