«Киноход» для iPhone, WindowsPhone и Android

Новости кино

Кшиштоф Занусси: Российскому кино не хватает универсализма

Классик мирового кино представил в Выборге свой новый фильм и ответил на наши вопросы.

На кинофестивале «Окно в Европу», который сейчас проходит в Выборге, в рамках программы «Копродукция» состоялся показ новой картины польского режиссера Кшиштофа Занусси по его же сценарию «Инородное тело». Фильм снят на частные деньги совместно с Италией и Россией.

В кинозале по традиции фестиваля признанный классик мирового кино оставил отпечаток своей руки, который вместе с именной звездой кинематографиста займет место на Аллее звезд у кинотеатра.

Режиссер объявил, что показ его картины является закрытым, поскольку мировая премьера состоится чуть позже. «Вы первыми увидите этот фильм, — обратился режиссер к залу шутливо, — но прошу вас, никому об этом не говорите!» С собой режиссер по старинке возит маленький пленочный фотоаппарат: люди снимают его, он снимает людей. «Сегодня, в век транснациональных корпораций, появились новые типажи, новые характеры, — сказал о своей картине режиссер, — сегодня женщины хотят власти и денег, они забывают о душе и о семье, становясь жертвами материальных ценностей». Тонкий психологический, вдумчивый фильм повествует о выборе между общечеловеческими ценностями и ценностями социума, о столкновении корпоративного цинизма и юношеского идеализма, наконец, об ангелах и демонах.

Главный герой — молодой итальянец, участвующий в одном из движений католической церкви. Его возлюбленная полячка решила стать монахиней. Сам он последовал за ней в Польшу в надежде, что она передумает. В Польше он устроился в энергетическую русско-польскую корпорацию. На него положила глаз начальница, которая влюблена в деньги и власть до такой степени, что уже потеряла человеческое лицо.

«Мне важно было взять героя иностранца, чтобы показать, что он жертва, — рассказал Занусси. — У нас в стране сейчас конфликт между верующей и неверующей частью общества. Началась борьба в вопросе: какое именно влияние должен иметь костел на общественную жизнь, даже если по статистике более 80 процентов людей считаются верующими. А иностранец — человек из другого мира. Жизнь — это всегда встреча с неизвестным, загадочным, с тайной. Никогда нам не понять, почему невиновные люди страдают, почему есть безвыходные ситуации. Но есть и другое в этой истории: отец попрошайки, который не мог дышать без аппарата, вдруг начал дышать сам — Бог ему помог, хотя он не просил его. Для меня это загадка».

Главную роль в картине сыграла польская актриса Агнешка Гроховска. В эпизодической роли снялась российская актриса Чулпан Хаматова, а в небольшом камео друг режиссера — Михаил Ефремов. Многие отметили, что появление Ефремова в фильме было настолько обезличенным и ничтожно коротким, что лучше бы он не снимался вовсе. Удивительно и то, что все несчастья стали происходить с героем именно в России: передача взятки, побег от бандитов, тюрьма и издевательства заключенных. Россия вновь представлена как место сосредоточения беззакония и насилия. Об это и о другом мы поговорили с режиссером.

Kinohod: Пан Кшиштоф, почему вы «поместили» героя именно в русскую тюрьму, почему не в польскую или в любую другую?

— В моем фильме ничего против русских не было, никто ни в чем не виноват, а реакция зрителей такая: нас не любят. У вас есть комплекс — будто вас никто не любит. На самом деле коррупция идет с Запада. А мой герой должен был оказаться в том месте, где он не может ни в чем разобраться, только поэтому он оказался в русской тюрьме, а не в польской. А сколько мы видим в фильмах американских тюрем, которые гораздо хуже, чем русские. Тюрьмы везде одинаковые.

Kinohod: Сегодня снимать кино — это значит ходить по лезвию ножа: шаг влево — шаг вправо, и тебя в чем-то обвинят, не поймут. Когда вы начинаете снимать кино, вы обдумываете возможные последствия?

— Конечно, мои друзья в разных странах читают мой сценарий, и я слушаю внимательно их мнение о том, какие могут быть у их зрителей реакции, чего они могут не понять. Это важно.

Kinohod: Почему вас заинтересовала сфера бизнес-корпораций?

— Корпорация — новое явление последних 20 лет, которое встречается именно в нашей части мира. Там оказываются так называемые дети колхозников, дети рабочих, которые верят во все и все принимают. Жизнь им дает огромный аванс. Для них это первый опыт того, что красное вино пьют с мясом, а белое — с рыбой. Но вместе с этим идет моральный распад их личности, ведь ценностей там нет. Я не журналист, чтобы бороться с корпорациями, а лишь хочу, чтобы люди в них задумались, куда они попали и согласны ли они мыслить так, как корпорации им навязывают.

Kinohod: Вы показали нам героя, которого, как мне кажется, просто не существует. Он перестает бороться за свою любовь, но в то же время он не поддается тем многим искушениям, которые судьба ему преподносит. Разве такие люди существуют?

— Мой герой вхож в одно из христианских обществ, которые сейчас распространены на Западе, у него такое воспитание, такое мышление. Даже если их меньшинство, они существуют и влияют на общество. Такие движения появились примерно лет 30 назад, они есть в Италии, Франции, Испании. Они не кричат о себе, они живут тихо в общинах, в молитвах, по сути они часть церкви. И такая молодежь, которая по-настоящему глубоко верит в Бога и в высокую мораль, существует. Для меня важны все чувства в жизни, но пропорции разные. Любовь должна быть самым важным чувством, но ее нам как раз не хватает. Если нас любят, то все в порядке, а если нам приходится любить наших врагов и неприятелей — это трудно. Мой герой агрессии напрямую не показал, значит, он сдерживался. Наша духовная культура помогает нам сдерживать ненависть, внутренне она шепчет: «Не надо, не надо».

Kinohod: Что удалось вам посмотреть из российских фильмов, что вам понравилось?

— Мне повезло, я видел черновой монтаж новой картины Алексея Германа мл. «Под электрическими облаками». И вот эта картина мне очень понравилась, советую посмотреть ее. Я думаю, что российскому кино сегодня не хватает универсализма. Вот в картинах Звягинцева этот универсализм присутствует, его картина «Елена» прекрасно понимается в любой стране. Также Александр Сокуров, как и Тарковский в свое время — это люди, которые умеют обратиться к любому зрителю в любой стране, хотя очень тесно связаны со своей страной.

Kinohod: Сегодня обострилась политическая обстановка, вы у себя в стране чувствуете давление?

— Появилась критика в мой адрес, что я поступаю непатриотично. Я поднял полемику в наших СМИ. Есть уровень дипломатический, государственный, а есть уровень артистов, где диалог должен продолжаться. Нас не касается политика, наш вопрос — этика. Я чувствую давление, но это не первый раз в моей жизни. В своем фильме я показал «героя нашего времени» — деловую женщину без семьи, за что некоторые крайние феминистки стали на меня нападать. Всегда найдутся недовольные.

По словам режиссера, фильм «Инородное тело» выйдет в международный прокат поздней осенью. У него есть большие надежды на российский прокат.



Беседовала Елена Чудная

Фотоматериалы: Александр Куров

12 августа 2014 11:40

Источник: Киноход

Больше новостей

Жора Крыжовников будет курировать «Ёлки 6»

20 января 2017 17:43

Новогодний альманах от кинокомпании Bazelevs продолжится и в этом году.

Энн Хэтэуэй станет отпетой мошенницей

20 января 2017 14:51

… если MGM удастся с ней договориться.

Вышел финальный трейлер фильма «Логан»

20 января 2017 10:50

В российский прокат фильм выйдет в марте 2017 г.

События

08 октября 2016 - 13 мая 2017

Мет Опера. Сезон 2016-2017

Новый сезон спектаклей Метрополитен Опера.